Густав Климт «Золотая Адель» или «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907
Новая галерея, Нью-Йорк
Модерн
«Золотая Адель», или «Австрийская Мона Лиза», считается одним из самых значительных полотен Густава Климта и вообще австрийского югендстиля. Об этой картине ходили легенды, говорили, что Климт заставил Адель Блох-Бауэр, супругу богатого фабриканта, заказавшего портрет, позировать обнаженной, и уже потом, на полотне, закрыл тело орнаментальными одеждами.В 2006 году «Портрет Адели Блох-Бауэр» был куплен за невероятную по тем временам сумму — 135 миллионов долларов.Семейство Блох-Бауэр хорошо знали в австрийской столице. Фердинанд Блох был одним из самых преуспевающих венских промышленников, можно сказать, сахарным королем Европы. Его жена, очаровательная Адель, дочь генерального директора венского банковского союза Морица Бауэра, вышла за Фердинанда в 1899 году. Чуть ранее ее родная сестра Мария сочеталась брачными узами с Густавом Блохом, братом Фердинанда. Породнившись столь тесно, обе семьи стали называться Блох-Бауэрами.
«Эротическое напряжение, охватывающее зрителя, нарастает в зависимости от соотношения того, что спрятано и что раскрыто. Тесные взаимоотношения художника и модели часто настолько очевидны, что просмотр рисунков Климта порой начинает казаться бестактностью, вторжением в личную жизнь… — писал спустя много лет после смерти художника французский критик Жиль Нере. -Создается впечатление, что работы принадлежат любовнику, нежно ласкающему тело, которое он любит. Любовник-художник стремится изобразить женщину во всех позах, застать ее в момент наивысшего наслаждения, превратить его в частицу вечности. Он входит в этот мир, как в храм, где вместо колонн — женские бедра, сквозь которые он проникает, чтобы достичь небес». Художник, который мог создавать на полотне такие образы, не мог не любить жизнь во всех ее проявлениях. И Климт отдавался женщинам не только в искусстве — его личная жизнь, которая была действительно личной, не напоказ, как у некоторых его коллег, была довольно бурной. Да и как можно было не давать своим инстинктам волю в Вене на рубеже веков, в которой, казалось, все ощущали необходимость любить и быть любимым…
Теперь австрийская Мона Лиза украшает нью-йоркскую Neue Galerie — Новую галерею немецкого и австрийского искусства, основанную Рональдом Лаудером и его другом, коллекционером Сержем Сабарским. Четыре других полотна Климта из коллекции Адель Блох-Бауэр миссис Альтман также продала на аукционе. Так называемый «Портрет Адели Блох-Бауэр II», написанный в 1912 году, за 87,9 млн. долларов приобрел коллекционер, пожелавший остаться неизвестным.Об этой истории тогда много писали, судьба гениального полотна Климта легла в основу трех документальных фильмов — «Желание Адели», «Украденный Климт» и «Ограбление Европы».