Константин Алексеевич Коровин «Зимой», 1894
Третьяковская галерея, Москва
Импрессионизм
Этюдность в манере письма – неотъемлемое качество живописного темперамента Коровина. Постепенно он отходит от картинной выстроенности и утверждает этюд как самоценную форму. Подобно своему любимому учителю А.К.Саврасову, Коровин видит скрытую поэзию и красоту в неказистом заборе, пасмурном дне, понурой лошадке, терпеливо стоящей в ожидании. Впечатления от французского импрессионизма окрасились лиричностью и грустью северной природы. В сером и белом цветах художник различает множество теплых и холодных оттенков, создающих перламутровое свечение. Серые тона он получает не путем соединения черного и белого, а смешивая контрастные – теплые и холодные. Поэтому поверхность картины переливается зеленым, розовым и золотым в изображении забора и стены дома, фиолетовым – полосы леса на горизонте. Рельефные мазки передают и фактуру снежной корки, и влажность зимнего воздуха, словно обволакивающего мягкой пеленой дом и деревья. По сравнению с другими яркими и сочными по цвету работами Коровина колорит картины сдержан, что, однако, не делает ее графичной.