Никола Пуссен «Зима (Всемирный потоп)», 1660-1664

Лувр, Париж

Классицизм

Великий французский художник-классицист Никола Пуссен часто работал в жанре аллегорического пейзажа. Его творческий путь завершает прославленный пейзажный цикл «Времена года» .
Цикл в прямом и точном своем значении. Здесь обобщены размышления о жизни и смерти, о судьбах человека и человечества. Здесь представлены друг в друге бытие природы, человеческая история и жизненный путь индивидуума. Существует иерархия – жизнь отдельного смертного представляет собой минимальный цикл и как бы вписано в раму истории человеческого бытия в целом, а последнее в еще более грандиозных масштабах воспроизводится в космическом бытии Вселенной, представляющей максимальный жизненный цикл.
В картине «Зима. Всемирный потоп» мы видим, как хаос овладел миром. Гибнет все живое. Мир лишился цвета. Но над всем этим присутствует некий абсолютный логический порядок, строгая организованность. В композиции все упорядочено: по планам построено пространство (контрастируют затененная авансцена и освещенные дальние планы), уравновешены объемы скал, красив и ритмичен рисунок рук и фигур.

Если мир изображаемый погружается в хаос, уходит в небытие, то мир изображающий – мир, исполненный гармонии линии и красок, – сохраняет свой нерушимый строй. Это воплощение борьбы Хаоса с Космосом – эффект, который древние называли «катарсисом»

Катарсис от греческого «очищение». Согласно воззрениям древних музыка, драма, искусства способны «очистить страсти», освободить душу и дух человека своим благотворным влиянием. Страдания очищают душу. Зима знаменует конец жизненного цикла, но она же и начало новой жизни.

Поделиться