Эль Греко «Воскресение», 1577-1579
Церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо
Маньеризм
Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря (правого) церкви Санто Доминго эль Антигуо (Толедо), вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение на полотне Св. Идельфонса, покровителя Толедо, было упомянуто в договоре.
Вероятно в образе Св. Идельфонса художник представил портрет заказчика — дона Диего де Кастилья, декана Кафедрального собора в Толедо. Фигура уравновешивает композицию, изображающую сверхъестественную сцену появления воскресшего Христа перед римскими солдатами, охранявшими Его гробницу. Ритм цветовых пятен, позы застывших фигур, все их жесты, изгибы белого полотнища, складки одеяний, грани каменных глыб – все тщательно уравновешено, пригнано в соответствие с общим композиционным замыслом.
Легкая фигура Христа словно парит над тяжелыми человеческих фигур в доспехах, над массами камней. Однако, бледная и светящаяся, Его фигура все же материальна и находится в реальном пространстве. Все эти черты исчезают в более позднем произведении на эту же тему (написана в 1596-1600, сейчас хранится в Прадо, Мадрид).