Джорджо де Кирико «Великий метафизик», 1924

Частное собрание

Сюрреализм

Война, долгие месяцы, проведенные с солдатами в госпитале на Билла дель Семинарио неподалеку от Феррары, — все это не могло не повлиять на творчество де Кирико. Раненый солдат, часто приходящий к художнику во сне, превращается в его творчестве в образ-манекен.

«Великий метафизик» — это не только изображение личности, деформированной войной, — таково видение человека мастером. Де Кирико написал несколько вариантов этой картины (первый из них— в 1917 году). Четко выстроенная художником композиция отталкивается от ренессансной атмосферы итальянских городов с их ярким колоритом. Автор изображает сумерки, напоминающие северное сияние, благодаря чему картина приобретает черты ирреальности. На фоне темного, полного драматизма неба встает величественная фигура Метафизика. Его наряд составляют драпировки и деревянные предметы геометрических форм — треугольники, ящики, рамки, доски и др. Великий метафизик предстает гигантским пришельцем из будущего, ницшеанским сверхчеловеком или Железным человеком, описанным братом художника в книге «Realta dorata». Фигура Метафизика возвышается посреди пустынной площади подобно древнему тотему. Стоит одиноко, чужой в окружающем пейзаже — анахронизм, пришелец из другой эпохи. Об этом писал де Кирико в 1929 году в своем «Эбдомеросе»: «Учитывая вес более прагматичную и материалистическую направленность нашей цивилизации (…) не покажется парадоксальным развитие такого общественного строя, в котором не будет места под солнцем для человека, живущего духовной жизнью. Писатель, мыслитель, мечтатель, поэт, философ (…) станут анахроническими фигурами, обреченными на вымирание, исчезновение с лица земли, как ихтиозавры и мамонты».

Поделиться