Сальвадор Дали «Великий мастурбатор», 1929

Центр искусств королевы Софии

Сюрреализм

Сюрреалисты не умеют скрывать свои тайные мысли, они умудряются даже секреты своего подсознания сделать достоянием публики. В этом особый смысл самого замысловатого и непростого направления в искусстве. Детская психологическая травма, отвращавшая художника от секса на протяжении всей его жизни, стала основным мотивом этой знаменитой работы мастера.
В работе мы узнаем сразу несколько любимых мотивов автора: скала рядом с Каркадесом, превращенная в огромную голову, яйцо — плодородие и символическое изображение самой жизни, муравьи, символизирующие тлен и разложение, саранча — вечный необъяснимый ужас художника. Здесь есть и Гала, единственная женщина в мире, которая будила фантазию мастера. Столько любимых деталей в одной работе делают ее особенной и очень важной в творчестве художника.

Страдания и секс, секс как страдания, страдания как секс. Такова главная идея автора. На протяжении всей своей жизни художник так и не смог преодолеть тот ужас, который он испытал увидев картинки в медицинском альбоме, посвященном венерическим заболеваниям. Эта травма заставила художника всякий раз испытывать физические страдания во время секса. Его не спасала любовь к Гале, его не излечило постоянная творческая рефлексия и избавление от самых сокровенных мыслей и желаний. Картина — великая тайна психики всякого человека.

Дали до конца жизни не желал расставаться с картиной, она постоянно была перед его глазами, заставляя всякий раз анализировать особенности своего сознания.

Ясные, понятные и реалистичные детали работы собраны в таком необъяснимом сочетании, что приобретают совершенно необычный смысл. Взгляд зрителя скользит по полотну, задерживаясь сначала на крупных объектах, переходя к более мелким и, наконец, начинает выхватывать самые мелкие образы полотна.
Эротизм, граничащий с неприличием, переводит работу в особый разряд — интимного искусства, очень личного, запредельно индивидуального.
Общая атмосфера разрушения, тления и упадка, конфликтует с той страстью, которая легко различима в «человеческих» образах. Всякий раз, когда зритель видит картину, его взгляд выхватывает все новые микродетали, меняющие впечатление о содержании полотна.

Сегодня работа украшает собрание картин Национального королевского собрания, выступая в роли одного из главных шедевров. Ежедневно возле этой работы можно увидеть толпу туристов, безуспешно пытающихся разгадать тайну подсознательных страхов великого мастера иллюзии и галлюцинаций. Безуспешность этих попыток — есть составляющая полотна, его идеей, темой и сверхзадачей.

Поделиться