Эдвард Мунк «Вампир», 1893

Музей Мунка, Осло

Экспрессионизм

Вечный страх художника перед женщинами наивысшее свое выражение получил в этой картине. Ярко рыжие волосы — явный намек на кровь — стекает на несчастную жертву. Хищно впилась героиня в шею своей безвольной жертвы. Густой атмосферой ужаса наполнена работа. Краски подобраны со вкусом к собственным страхам и комплексам. Правда, первое впечатление недолговечно. Зритель постепенно меняет свое отношение к сюжету. При внимательном рассмотрении картины мы можем видеть лишь крепкие объятия влюбленной пары. Страх и ужас сменяются страстью, а тяжелая и гнетущая атмосфера чудесным образом меняет свою окраску.

Подобная двойственность характерна для нескольких работ мастера. Вечная борьба противоположностей всегда привлекала художника, который таким образом пытался разобраться с собственными страхами и тайными желаниями.

Известно, что эту работу художник долго «режиссировал», для позирования он пригласил своего друга, а натурщицу вызвал профессиональную. Ракурс картины был найден быстро. Очевидно, на полотне перед нами предстает один из кошмарных снов художника.

Сюжет работы так был важен для автора, что работа была выполнена в нескольких копиях одна из которых была не так давно похищена из галереи, правда, достаточно скоро работа вернулась в музей

Поделиться