Пабло Пикассо «Три музыканта», 1921
Художественный музей, Филадельфия
Кубизм
Двадцатые годы 20-го века — время расцвета и максимальной творческой активности Пикассо. Тройной портрет «музыкантов» — одна из самых известных картин этого периода. Мастер увлекся персонажами итальянской народной комедии, знаменитыми масками «дель арте».
Три образа, три характера, три составные части единого творческого организма. Веселый и бесшабашный Арлекин, лиричный и задумчивый Пьеро, хитрый и двуличный Монах — все трое — любимые персонажи народной комедии. На сцене они всегда соперники, на картине они друзья, музыканты, создающие общую «мелодию» работы, ее художественное звучание.
Искусствоведы считают, что под масками скрываются закадычные друзья — сам автор, Гийом Аполлинер, Макс Жакоб. Вся троица была в авангарде новых течений в живописи и литературе. Все трое играют одну мелодию, что видно из партитуры, лежащей перед ними.
Эстетика картины сложна и многозначна. Мастеру было трудно придерживаться традиций, создавая образы трех, столь нетрадиционных личностей. Поэтому, художник выбирает многозначную технику сочетаний цветовых пятен, ломает перспективу, концентрирует внимание зрителя на внутреннем созвучии персонажей, при абсолютной внешней разнице. Маски не скрывают внешность героев, они символизируют их неразгаданность для публики, их принадлежность скорее будущему, нежели настоящему.
Картина была написана очень быстро, всего за три дня, во время отдыха в Фонтебло. Искусствоведы считают, что работа стала неким окончательным прощанием с Аполлинером, который незадолго до этого момента умер. Художник увековечил дружбу трех авангардистов, двух поэтов и одного художника, объединенных общими поисками новых путей в искусстве.