Михаил Александрович Врубель «Сирень», 1900
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Символизм
Любовь художника к природе позволяет передать через его кисти уникальную красоту соцветия сирени. Пышные и густые гроздья на кусте сирени, цветущие в полную силу, сочетают в себе переливы лиловых огней и белоснежных оттенков. Они наполнены теплом света, в них живёт жизнь и кажется, что глубоко вдохнув, можно ощутить их благоухание. Очень красиво и довольно прозаично переданы элементы зарослей цветов и трав, с использованием тонких и изысканных деталей. Художник подчёркивает важность природы для человека – изобразив сирень на большей части полотна.
Кусты сирени плотно заполнили пространство картины, создавая впечатление простёртости далеко за пределами картины. Изображённая сирень очень живая, она как бы «дышит», то возникая из общей массы зелени, то сгущаясь в элементах соцветия.
Главной особенностью картины является женский силуэт, несущий создание или рождение чего-то человеческого. По формам можно различить силуэт молодой девушки, но нет чётких граней между фоном и фигурой. Образ довольно не чёткий, очень простой, её фигура скрыта художником за распущенными длинными густыми волосами тёмного цвета.
Возможно, к данному образу специально было подобранно время сумерек, приближение к ночи, дабы сохранить таинство девичьего образа. Девушка с хрупкой фигурой, как фея, которая скрывается от глаз человека в сиреневом цвету, а может она и есть душа этой сирени. Одежда на ней выглядит тёмным пятном, она не детализирована, в виде просторного балахона. Её образ как бы появляется из царства природы.
Рассматривая картину можно наслаждаться и восторгаться красотой природы, проникнуться в глубины таинства духов. Всматриваясь в красоту сирени и образа девушки понимаешь, как всё здесь взаимосвязано, и становиться очень жаль, что красота не вечна.