Пабло Пикассо «Портрет Ольги в кресле», 1917
Музей Пикассо, Париж
Период классицизма
Весной 1917 года Пабло Пикассо познакомился с русской балериной Ольгой Хохловой. Тогда она уже пять лет танцевала в знаменитой труппе «Русского балета» Сергея Дягилева, имела хорошую технику, эффектно смотрелась на сцене, но так и не стала примой, хотя и исполнила несколько сольных партий. Хохлова выступала обычно в кордебалете. Она обладала красивой внешностью, изящным сложением, славилась хорошими манерами и русским шармом, который всегда нравился в Западной Европе.
Возможно, что в браке с русской Ольгой (а Пикассо очень интересовала Россия и все русское) он нашел то, что давно искал — спокойствие и выход из внутреннего кризиса.
Отточенный великолепный рисунок, напоминающий карандашные портреты французского Ренессанса, гармония композиции — все это привносило в живопись аромат старинного искусства.
Однако постепенно светская жизнь, которая так нравилась его жене и которую ему приходилось вести как примерному мужу, наскучила Пикассо. Неприязнь к жене нашла выход в творчестве. У Пикассо опять появляются работы, в которых преобладает деструктивное начало. В серии картин, посвященных корриде, он изображал женщину в виде то лошади, то старой мегеры… Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник сказал: «Она слишком много от меня хотела».
Влияние Ольги, классического балета в целом, а также архитектурной классики Рима, где он работает над балетами, способствуют его повороту в сторону реалистической живописи. В творчестве Пикассо начинается период классицизма.