Натан Исаевич «Портрет А. Ахматовой», 1914
Портрет Анны Андреевны Ахматовой Н.И. Альтман написал в 1914 году. Этот год в истории как мировой, так и в истории России отмечен трагическими событиями начала Первой мировой войны. Реально же, войны за передел мира начались двумя годами раньше (Первая и Вторая Балканские войны). А еще ранее наиболее влиятельные государства начали формировать союзы с целью разграничить сферы своего влияния. Это небольшое упоминание об исторической ситуации в мире на момент написания портрета поэтессы я сочла необходимым. Понимание политической и исторической атмосферы, в которой находился художник необходимо для верной трактовки его произведения.
Художник показывает нам образ женщины твердый, угловатый, холодный, замкнутый. Анна Ахматова сидит в правом повороте, в длинном синем платье. Синий цвет преобладает на этой работе Н.И. Альтмана, этот цвет по структуре образа — указатель войны. Это цвет войны, цвет насилия и зла, не случайно военная форма и военное знамя многих стран, в том числе и США именно такого цвета (цвет-адмирал). Поскольку война ведется за собственность, то дубина народной войны под сиденьем табурета поделена на пять частей (пятерка — символ кулацкой собственности). Подтверждение тому, что война ведется захватническая — желтая накидка на плечах женщины. По правой руке спускается большая часть желтой шали — капитал был сосредоточен в руках буржуазии, по левой же руке накидка спускается полумесяцем (финансовый беспредел и обман населения). Практически всю правую часть холста занимает пейзаж: замерзшие, в форме кристаллов деревья, а дерево — это «древо жизни», но во время войны жизнь в стране замерла, замерзла. Под левую ногу подставлен деревянный ящик-гроб, символ того, что народ вымирает. Запах на платье Анны Андреевны мужской (на правую сторону), у женщины мужской запах и вырез в форме римской цифры V означает финансовую несостоятельность.