Анри Матисс «Панно «Танец», 1932-1933

Фонд Барнса, Линкольнский университет, США

Фовизм

В 1930 после путешествия на Таити Матисс приступил к созданию панно для галереи Альберта Барнеса в Мерионе (около Филадельфии, штат Пенсильвания). Право выбора темы и техники заказчик предоставил живописцу. Художник не изменил своей страсти и вновь, как и двадцать лет назад, изобразил танец.
Впервые в работе над панно он применил технику «декупаж» — коллаж из вырезанных бумажных фрагментов, которая позволила в результате долгих поисков найти идеальную компоновку фигур: прикрепляя к холсту вырезанные силуэты, автор мог бесконечно менять их положение на плоскости, добиваясь максимальной выразительности. К работе с бумажными силуэтами Матисс еще обратится в своем творчестве позднее.

На абстрактно-геометрическом трехцветном фоне панно «Танец» изображены безликие белые фигуры в разнообразных движениях. Танец — это слаженное взаимодействие персонажей, а рисунок их тел образует гигантский орнамент.
В ходе создания панно «Танец» Матисс познакомился с Лидией Николаевной Делекторской, которую нанял в качестве секретаря для наведения порядка в многочисленных эскизах. Художнику уже шел седьмой десяток. Лидия также ухаживала за его супругой, слабеющей здоровьем и утратившей былую красоту. Постепенно девушка стала незаменимым человеком для художника, его другом и любимой моделью. Она позировала ему каждый день и приводила в порядок его дела. Матисс обожал ее, а Лидия преклонялась перед ним.

Ревновавшая Амелия в такой сиделке не нуждалась и в конце концов выгнала ее. Та ушла, но Матисс снова позвал ее — и Лидия вернулась. Тогда уехала супруга живописца. В 1940 он официально развелся с Амелией, но отношения с Лидией так и не были оформлены официально.

Поделиться