Джексон Поллок «Осенний ритм (Номер 30)», 1950

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Абстракционизм

Если бы живописные цвета и формы можно было преобразовать в музыку (кстати, многие знаменитые художники поступали с точностью до наоборот – например, Джорджия, О’Киф), «Осенний ритм» Джексона Поллока, наверное, превратился бы в мягкий меланхоличный джаз со струнной основой, в которую гармонично вплетаются тоскливые напевы трубы или саксофона.

Бытует мнение, что художник писал свои картины именно под джаз, танцуя вокруг холста с банкой краски наперевес. Безусловно, Поллок был большим ценителем джазовой музыки и собрал внушительную коллекцию, однако он никогда не включал эти записи в студии. Как минимум потому, что большую часть его жизни в ней не было электричества.

Расстилая холст на полу, художник обретал полную свободу передвижения и способность наносить краску на полотно из любой точки. А это было особенно важно при работе с такими огромными пространствами, на которых любил иметь дело Поллок (обозреватели считают, что эта любовь во многом была обусловлена детскими воспоминаниями о безграничной саванне и Большом Каньоне). К примеру, картина «Осенний ритм» обладает просто ошеломляющими размерами – более чем 2,5 на 5 метров. И уникальность этой работы, как и многих других полотен художника, заключается в том, что она представляет собой невероятно увлекательное зрелище как на расстоянии, так и вблизи. В зависимости от капризов воображения зрителя, в ней можно увидеть изогнутые в танце человеческие тела, призрачные фигуры животных и загадочные символы, скрытые в глубине.

«Осенний ритм» создает ощущение легкости и спонтанности, однако это впечатление обманчиво. Поллок утверждал, что, несмотря на то, что он позволяет картинам жить собственной жизнью, в них нет места случайности, потому что поток краски, льющейся на холст, подконтролен только ему.

Евгения Сидельникова

Поделиться