Джексон Поллок «Номер 5», 1948
Абстракционизм
Картина известного американского абстракциониста Джексона Поллока, было продона в 2006 году за $140 млн. Полотно стало не только самой дорогой картиной в мире, но и первым произведением послевоенного искусства, занявшим первое место по цене. Картину под названием «N5, 1948» Продавец – Дэвид Геффен, знаменитый музыкальный и кинопродюсер, создавший вместе со Стивеном Спилбергом компанию DreamWorks, и коллекционер продал мексиканский финансист Дэвид Мартинес, амбициозный коллекционер современного искусства, который до этого купил двухэтажные апартаменты в модном нью-йоркском комплексе небоскребов Time Warner Center за $54,7 млн.
Продажу картины Джексона Поллока за $140 млн оформлял специалист из Sotheby`s Тобиас Мейер. Таким образом, Джексон Поллок (1912-1956) стал самым дорогим художником в мире, сместив с пьедестала Густава Климта с его «Портретом Адели Блох-Бауэр», за которую Рональд Лаудер уплатил $135 млн. Джексон Поллок прославился как изобретатель «живописи действия» (action painting), отвечавшей и его расхристанно-богемному образу жизни. Несколько лет назад в Голливуде экранизировали его биографию, по драматизму мало уступающую жизнеописанию Ван Гога.
То, как творил Джексон Поллок – нечто совершенно невиданное. Он никогда не натягивал полотна на холст, по его собственному признанию, стремился избавиться от обычных инструментов художника. Картина располагалась прямо на стене, но еще чаще – на полу. Над ней сначала расхаживал с банкой красок, потом приплясывал в неком почти трансе художник. Он лил, брызгал, бросал на полотно краску. Иногда – смешанную с песком, с другим материалом. Художник при таком подходе становится частью живописи, говорит Поллок. Абстрактная путаница линий и клякс несет на себе следы вдохновения мастера, выглядит осмысленной и символичной. Поллок отрицал случайное в живописи, чего сразу не скажешь, глядя на его картины. Но – каждое движение мастера было глубоко продумано, он принимал в расчет и впитываемость краски холстом, и силу гравитации. Поллок добивался именно того изображения, которое было ему нужно, не касаясь полотна кистью. Такое искусство стали называть «живописью действия».
«Номер 5», беспредметная картина размером 1,5х2,5 м, написанная на фиброкартоне в 1948 году,– классический пример этого метода.
А самого Поллока из-за необузданной манеры кружить над картиной в Америке прозвали «Джек-разбрызгиватель». По-английски, Jack, the Dripper, это всего одной буквой отличается от известного «Джек-Потрошитель», Jack, the Ripper. Но картины Поллака – настоящая гордость Америки.
Если смотреть на картины выполненные в подобном жанре, можно увидеть много чего, все зависит от фантазии созерцателя.