Гюстав Моро «Ночь», 1880
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Символизм
В творчестве Гюстава Моро акварель занимала почти столь же важное место, как и масляная живопись. Единственная персональная выставка художника, устроенная при его жизни, состояла из одних акварелей. Нередко он делал по заказу уменьшенные повторения законченных живописных композиций; кроме того, он использовал водяные краски в подготовительных этюдах и эскизах, в частности при исполнении проектов эмалей. «Ночь» принадлежит именно к этой группе произведений. Такие «моделло» отличаются законченностью, тщательной отделкой деталей. Эскиз исполнен акварелью, белилами, карандашом и золотом. Назначение эскиза объясняется наличием в нем декоративного обрамления (для украшения рамки использован мотив грифонов). С середины XIX века во Франции наблюдается возрождение старинного искусства эмали, секреты которого казались утраченными. Моро только предоставлял акварельные эскизы мастерам-эмальерам, но сам изготовлением эмалей не занимался. Это произведение было создано в начале 1880-х годов, но замысел его имеет более давнюю историю. Фигура Ночи является повторением женской фигуры, олицетворяющей Смерть в картине Моро «Юноша и Смерть». На полотне Смерть изображена в виде спящей женщины с песочными часами и мечом: она отождествляется с паркой Атропос, дочерью Ночи, богиней судьбы, обрезающей нить жизни. Впоследствии, удалив некоторые атрибуты и поместив фигуру на фоне неба, художник превратил аллегорию Смерти в аллегорию Ночи, но внутренняя смысловая связь между произведениями сохранилась, в частности остался мотив сна как прообраза смерти.