Оскар Кокошка «Невеста ветра», 1913-1914
Художественный музей, Базель
Экспрессионизм
Не было более известной пары в Европе начала ХХ века. «Дикий» художник и «фам фаталь» мира искусств, веселая вдовушка Густава Малера. Оскар и Альма. Бурный роман, скандалы, скабрезные выходки — свет не переставал удивляться их союзу. Неслучайно самой известной работой Оскара Кокошки стала картина, на которой любовники изображены вдвоем. Спящая пара переплетенных тел в бурном океане. Общество, впечатленное ужасной гибелью пассажиров «Титаника», видела в этой работе намек на самую трагичную техногенную катастрофу века. Картина была написана в тот момент, когда отношения любовников должны были закончиться. Художник сделал последнюю попытку удержать Альму возле себя, написал картину, на которой они всегда будут вместе. Контраст между покоем влюбленной пары и бурлящего океана делает эту работу темпераментной и трагичной. Характерная для экспрессионистов деформация пространства драматична и эмоционально насыщена. С другой стороны — цветовая гамма работы, состоящая из холодных оттенков синего — уравновешивает эмоциональный фон, позволяет зрителю спокойно рассмотреть все детали работы. Мужская фигура выглядит безжизненной, а женская полна живительной силы, нежности и теплоты. Сам автор утверждал, что картина несет в себе идею вечного союза и неразрывности отношений. Альма после разрыва с Кокошкой не виделаcь с ним никогда. Еще дважды выйдя замуж, она закончила свою жизнь в Америке.