Морис Дени «Музы», 1893

Наби

Едва выхватив взглядом работу Мориса Дени – французского символиста, в ту же секунду понимаешь, что это нечто новое, тщательно продуманное, организованное и упорядоченное. И действительно, в каждой своей работе мастер доказывал жизнеспособность своей теории по особой обработке картинной поверхности. Полагаясь на гармоничную упорядоченность структуры, особый декоративизм в расположении человеческих фигур или элементов пейзажа, Дени явился апологетом модерна.

Полотно «Музы» или «Музы в священной роще» — явный транслятор принципов, на которых зиждется творчество мастера. Картина изображает реальный лес в Сен-Жермен, олицетворяя любимую мастером «священную рощу». Музы, покровительницы искусства – это аллегория, выраженная в двухмерном плоскостном изображении. Нет привычных атрибутов в руках дев, по которым можно было бы идентифицировать, кто какому искусству покровительствует – лишь плавные фигуры в тени каштановой рощи.

Женские фигуры гармонично вписаны в пейзаж, состоящий в основном из деревьев. Привлекают внимание тщательно подчёркнутые силуэты, линии, отличающиеся особой плавностью, а также цветовой колорит и простота, некая схематичность в рисунке. Благодаря чётко очерченным контурам цветовые пятна трансформируются в узор, отдельные фигуры, создавая единый гармоничный сюжет. Как, пожалуй, любое произведение символиста, представленная картина не может иметь однозначной трактовки. Тем и интереснее работа – она многолика и многогранна.

Поделиться