Филиппо Липпи «Мадонна и Младенец с двумя ангелами», 1460-1465

Галерея Уффици, Флоренция

Возрождение

Художник, будучи послушником, воспылал страстью к монахине Лукреции Бутти. Девушка приняла его ухаживания, и, отказавшись от служения Богу, пара вступила в брак. Впоследствии у них родился сын Филиппино, он также стал известным художником.

На этой картине как раз изображена возлюбленная художника Лукреция — по всей видимости, с грудным сыном художника. Прекрасная молодая женщина сложила руки в молитве. В волосы Мадонны вплетен жемчуг, на плечи ниспадает прозрачная вуаль. Темно-синее платье также украшено жемчужными нитями. Младенца Иисуса у Мадонны на руках поддерживают два кудрявых ангела. Взгляд ближайшего из них, лукавый и нежный, обращен к зрителю. Скорее, он похож на шаловливого мальчика, чем на библейского персонажа.

На заднем плане — отлично прорисованный пейзаж, образцом для которого послужила фламандская живопись. Бледное небо, затянутое облаками, суровые голые скалы и спокойная голубая гладь моря усиливают впечатление величественности и покоя, исходящее от картины. Отчасти отстраненность пейзажа подчеркивает теплоту человеческих лиц, изображенных на переднем плане.

Образ Мадонны, трогательный, возвышенный, но вместе с тем невероятно земной, в дальнейшем стал образцом подражания для последователей. В частности, им вдохновлялся Сандро Боттичелли, ученик Липпи. Он был другом сына художника — Филиппино. Начиная с этого времени, стало модным изображать мадонн и героинь мифов как обычных земных женщин — что, без сомнения, всегда сближает зрителя с образами, изображенными на картинах.

Поделиться