Эдвард Мунк «Мадонна», 1894

Музей Мунка, Осло

Экспрессионизм

Некогда скандальная картина изображает Мадонну в необычном ракурсе. Из канонических деталей здесь лишь нимб непривычно красного цвета. Неприкрытая нагота, экстаз на лице и распущенные волосы — произвели некогда на публику весьма неоднозначное впечатление.   Максимальное очеловечивание образа Девы Марии, попытка показать ее земное, человеческое величие — вот главная задача, которая стояла перед автором. Известно, что мастер несколько раз менял название этой работы. Среди версий были — «Зачатие», «Любящая женщина». Автор остановился на «Мадонне», чтобы подчеркнуть свое отношение к изображаемой женщине.   Фигура героини пластична и округла, живот подчеркнут особенно, руки схематичны, они словно исчезают за полупрозрачным фоном. Всякий может заметить неоспоримое сходство «мадонны» с античными скульптурными образцами, послужившими источниками для работы.   Вся фигура героини окружена неким сиянием. Создается ощущение некоего внутреннего сияния, магического, загадочного. В цветовом смысле автор очень скромен: оттенки желтого, фиолетового, вкрапления белого и небольшие пятна красного. Колорит отвечает интимной атмосфере сюжета. В поздних версиях мастер добавляет в сюжет некоторые детали в виде человеческого зародыша и т. д. Критика убеждена, что настоящей глубиной и мастерством отличается именно ранняя версия картины, в которой нет ничего лишнего.   Известно также, что, наряду с «Криком», именно эта работа была похищена из музея в 2004 году.

Поделиться