Макс Эрнст «Люди ничего не узнают», 1923
Галерея Тейт, Лондон
Сюрреализм
Выраженный сексуальный подтекст этой картины является отражением свободомыслия, владевшего умами в то время. В наши дни это полотно смотрится достаточно скромно и сдержанно, но в 20-е годы оно было настоящей «пощечиной общественному мнению».
Если некоторые образы на картине можно достаточно четко идентифицировать (мужчина, женщина, одеяло, луна, ночь, рука скрытого властителя, дергающего за ниточки сексуального влечения), то остальные элементы – это чистая загадка, просторное поле для буйной фантазии смотрящего на полотно.
Насыщенный синий фон картины с плавным переходом от светлого к глубокому бархатному оттенку можно легко связать с атмосферой, а значит, и самим бытием человечества. Изображение приобретает более глубокий философский смысл, чем кажется на первый взгляд. Нельзя не отметить контрастность и выразительность картины, где каждая деталь имеет четкую форму и идеально прописанные очертания. С этой же целью используются и открытые, локальные цвета почти без полутонов, из-за чего все произведение кажется написанным гуашью или темперой, а не маслом.
Картина интересна тем, что каждый смотрящий на нее видит разные образы. Они рождаются в его мозге под влиянием изображения и имеющегося жизненного опыта.