Исаак Ильич Левитан «Лилии. Ненюфары», 1895
Реализм
Лето, проведённое художником в Витебской области, в Островно, было наполнено восхитительными эмоциями от наслаждения красотой природы. Здесь можно было предаться философским размышлениям, разгадывая тайны жизни. По убеждению, жизнь после смерти была похожа на глубокий омут. Из-за серьёзных проблем с сердцем, его часто преследовали подобные мысли.
На этом полотне Левитан стремился создать водяные лилии обособленно от общего фона изображения. И это ему блестяще удалось. Писал он их стоя в своей лодке, а вёслами гребла его дорогая Люлю.
На картине горизонт расположен где-то за её пределами, что создаёт эффект подсвечивания поверхности воды с лежащими на ней листьями ненюфар и цветами.
По местной легенде, рядом с Островно находилось заколдованное озеро, полностью покрытое листьями и цветами лилий. В народе они считались символом борьбы с нечистыми силами, а также помощниками путешественников, которые собирались проделать долгий путь.
На этом озере художник, видимо, нашёл ответы на свои вопросы. Здесь он проводит черту между двумя мирами. Он видел в глубинах озера – тайную жизнь, а над тёмным омутом плавают белые лилии. Существование потустороннего мира художник отобразил через изображение сплетения стеблей растений, прорастающих из подводной глубины до самой поверхности.
Картина была написана на очень близком расстоянии с цветами. Как позже вспоминала Люлю: «Обычно мы приплывали сюда, на дно озера опускали камень, привязанный к верёвке, чтобы лодку не уносило, и Исаак предавался труду на много часов. Однажды, я зацепила веслом несколько лилий, взяла в руки и поднесла их к нему. Он взял одну из них и поцеловал. Я промолвилась ему, о том, что лилии вскоре завянут, а мне хочется любоваться ими постоянно». И Левитан написал в её альбом прекрасные лилии с золочёнными краями и подписал «Милой и Дорогой Люлю…»