Константин Дмитриевич Флавицкий «Княжна Тараканова», 1864
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Реализм
Каждый хотя бы раз побывавший в Третьяковской галерее человек наверняка запомнит картину Флавицкого «Княжна Тараканова» Написанная более ста лет назад, она и теперь волнует и драматизмом сюжета, и мастерством исполнения.
В основу сюжета картины было положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей жила какая-то монахиня, «в миру» носившая фамилию Тараканова. Эта женщина для всех оставалась загадкой, она находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.
По другой версии в основу сюжета положена легенда о политической авантюристке 18 века, известной под именем княжны Таракановой. В 1774 году она появилась в Риме, где объявила себя дочерью русской императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с А. Г. Разумовским.
Претендентка вызвала серьезные опасения у Екатерины II, находившейся в это время на русском троне. Предполагаемая внучка Петра I имела не менее веские основания на престол, чем немецкая принцесса из рода Ангальт-Цербтских, из которого происходила Августа-София-Фредерика — российская императрица Екатерина II.
Поэтому в Рим с тайной миссией был направлен фаворит императрицы Алексей Орлов. Выдавая себя за представителя недовольных русских дворян, Орлов познакомился с княжной, изобразил влюбленность и хитростью заманил ее на русский корабль, где объявил Таракановой о ее аресте. После того как княжна была доставлена в Петербург, ее заточили в Петропавловскую крепость. Там она и умерла от чахотки в конце 1755 года.
Несмотря на огромный успех, который картина Флавицкго имела на академической выставке, Совет Академии не решился приобрести ее у художника. Только после смерти Флавицкого Павел Третьяков купил «Княжну Тараканову» для своей галереи в Москве.
Картина «Княжна Тараканова» вобрала в себя сразу несколько тенденций русской живописи: романтическую брюлловскую традицию, принципы академической школы, новые реалистические веяния. Это соединение разнородных черт как нельзя лучше определяет место художника в русском искусстве середины 19 века. Творчество Флавицкого — художественный компромисс, попытка примирить противоположности, найти умеренный, удовлетворяющий всех вариант на стыке борющихся направлений.