Эдуард Мане «Художник», 1875

Импрессионизм

Портрет необычного человека в полный рост – это нетипичная для Мане работа, выполнена в несвойственной ему реалистической манере, уникальная в своем роде. Два художника, Мане и Марселен Дебутен познакомились однажды в кафе «Новые Афины». Их связала истинная дружба. Марселен награвировал портрет Мане в технике сухой иглы, а Мане написал своего друга, увековечив его немного странный облик.

На картине Мане мы видим высокого человека, одетого в серое, длинное, местами заметно износившееся пальто. Черной фетровой шляпой небрежно прикрыта его черная, пышная, кудрявая шевелюра, лицо обрамлено несколько неухоженной бородой. Но все это – лишь декорации, несущественные детали внешнего облика, свидетельствующие лишь о невысоком материальном доходе вольного художника.

Главное в портрете, как и полагается, смуглое лицо и черные, печальные глаза, устало глядящие из-под тяжелых век. Под внешней неряшливостью виден истинный аристократ, человек высокого духовного статуса, культурный и образованный. Мане подчеркивает это неожиданно белоснежным платком на шее художника. Еще один яркий, привлекающий внимание акцент – руки. А вот большая, белая собака в ярком свете на довольно мрачном и темном фоне, очевидно, несет дополнительную смысловую нагрузку, понятную только автору.

Марселен Дебутен некоторое время жил во Флоренции, унаследовав огромный замок, был гостеприимен и щедр. Он увлекался поэзией, сочинял стихотворные драмы, с удовольствием и профессионально делал великолепные копии с картин знаменитых художников. Как-то незаметно для самого себя, он разорился, приехал в Париж, занял бывшую мастерскую водопроводчика, поселился в ужасных, непригодных для жилья условиях грязного барака для рабочих.

Загружая себя, как вьючное животное, работал много, но за гроши. Жил, как нищий. В эту пору и встретились два художника.

Поделиться