Игорь Грабарь «Февральская лазурь», 1904
Третьяковская галерея, Москва
Импрессионизм
Зимний пейзаж – излюбленный сюжет любого русского художника, и Игорь Грабарь не стал исключением. Его зима – лёгкая, свободная, спокойная. Созерцательной красотой отличается и «Февральская лазурь».
Очень примечателен нестандартный подход к ракурсу картины – зрителю предлагается взглянуть на заснеженную березовую рощу как бы из-под низа. Такой приём расширяет пространство и позволяет ощутить весь простор зимнего леса. В картине использованы традиционные цвета зимы – белый, голубой, серый, ультрамариновый. Однако их удивительное сочетание и особая техника делает пейзаж настолько реалистичным и родным, что невольно создаётся впечатление — эту чудесную картину вы наблюдали уже не раз в своей жизни.
Почти невероятным является уникальное умение мастера передавать тончайшие нюансы природы. Вот и в этой работе мы можем ощутить непросто зиму, а ту неуловимую пору, когда весна делает первые несмелые шаги. Это отображено в голых стволах деревьев и чуть потеплевшим колоритом солнечных лучей. Вызывает восхищение мастерски воссозданные деревья – на переднем плане красуется «главная героиня», большая берёза, чуть поодаль берёзки поменьше или вовсе молодые тоненькие стволы, однако, всё внимание «забирает» чудесно переплетённая крона деревьев. Будто замысловатый узор в светящемся инее, сложное кружево веток занимает большую часть полотна.
Картина исполнена в импрессионистской манере с присущей эмоциональностью и красочностью, а индивидуальная манера делает её истинным зимним шедевром.