«Афина Парфенос»

Древнегреческий архитектор, скульптор и живописец второй — третьей четверти V в. до н. э. Один из крупнейших представителей искусства высокой классики.
Согласно древним свидетельствам, в эпоху Перикла (444-429 до н. э.) руководил строительством Афинского акрополя — одного из наиболее выдающихся архитектурных комплексов античной эпохи. Среди скульптурных работ Фидия, известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 до н. э. на акрополе в Афинах в память побед над персами, и две грандиозные статуи, выполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры, — Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение считалось в древности одним из «семи чудес света») и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах.

Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно».

Парфенос — хрисоэлефантинная статуя богини Афины в полном вооружении, созданная в сутки Перикла древнегреческим скульптором Фидием и установлена в Парфеноне, освященная в 438 до н. э. доныне не сохранилась. Из всех античных копий лучше сохранилась римская из мрамора Афины Варвакион, которая экспонируется в Национальном археологическом музее Афин.

Скульптура выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так:
«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой.

На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.

Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя.
«Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил свое собственное изображение в виде плешивого старика, поднявшего двумя руками камень, а также прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Он очень искусно расположил руку, поднимающую копье перед лицом Перикла, как будто хотел скрыть сходство, но оно все же видно с обеих сторон» (Плутарх, «Перикл»).

Афина Парфенос пользовалась невероятной славой. В диалоге Платона «Гиппий» Сократ ссылается на Афину Парфенос для дефиниции понятия прекрасного.

Поделиться