Павел Варфоломеевич «Спящая в кошаре», 1911

Павел Варфоломеевич Кузнецов отправился в заволжские степи на кочевья киргизов и калмыков. Написанные там полотна — это не пейзажи в обычном смысле и не жанровые зарисовки. Точнее их можно назвать вариациями па одну тему. Все произведении цикла пронизывает одно общее настроение.

Художник как бы соприкоснулся с самой тайной мироздания, с высокой красотой и поэзией жизни. В тишине и покое степей, в ритме жизни ее обитателей открылись ему величие и вечность бытия. И в характере живописи Кузнецов стремится выразить это. Его картины, небольшие по размерам, подобны величественным фрескам. Проникнутые замедленным музыкально-певучим ритмом, они исполнены торжественной тишины и покоя. Художник изображал открытое пространство бескрайних степей, зеленой, золотой или сиреневой, с высоким то тихим и нежным, то величественным и торжественным небом. Плавные силуэты женских фигур в цветных одеждах, задумчивых верблюдов, круглых кошар органично вплетались им в ритмический строй пейзажа.

Писал Кузнецов и обитателей степей, притом его интересовали в людях не индивидуальность и своеобразие каждого, а то, что было в них общего, что делало отдельного человека частью бытия.

Картина «Спящая в кошаре» проникнута тем же чувством красоты мира и безмятежного покоя, что и изображение степей. Едва уловимым движением кисти, словно боясь нарушить сон девушки, пишет художник ее легкую невесомую фигуру на синих циновках и золотистые, словно волшебно светящиеся цветы полога. Нежными оттенками переливаются краски, линия движется то спокойно и плавно в очертаниях фигуры, то причудливо извивается в узорах ткани. Словно сам сон, легкий и светлый, запечатлен художником на холсте.

muzei-mira.com/

Поделиться