Рауль «Художественный критик», 1919 — 1920
Это не просто критик, а художественный критик и в правой руке на уровне бедра он держит, как своё оружие, несоразмерно длинный, размером с его туловище карандаш «Venus» — «Венера». Карандаш американский и на нём написан город изготовления – Нью-Йорк. Он подобен метле. Метла выметает мусор, критический карандаш вычёркивает лишнее.
Видеть иллюзию искусства как иллюзию искусства – это видеть правду, принимать её за нечто иное – это быть слепым. Глаза и рот художественного критика на фотомонтаже Хаусмана залеплены бумажками с нарисованными глазами и ртом. Критический рассудок не видит реальную красоту и не в состоянии говорить о ней правду. Красота познаётся сердцем любви, а рассудок, до отказа набитый терминами и словами, не способен любить. В этом смысл карикатуры на художественного критика с портфелем под мышкой и карандашом «Венера» в руке. Человек, пишущий о возвышенной красоте и любви к искусству, не способен видеть, не способен любить. Художественный критик изображён на фоне напечатанных слов – он повторяет слова, он не замечает красоты. Но кто не умеет видеть своими глазами, не имеет собственных слов, он повторяет чужие.
Произведение Хаусмана «Художественный критик» — это сатира, иронизирующая над образом критика, это карикатура на рассудок, слепой к высокой красоте. Критиковать критика – это превосходный способ его понять, подобно тому, как поклоняться великому произведению – это способ приблизиться к нему. Но всё это не значит, что критик не нужен, что в рассудке нет необходимости.