Василий Васильевич Верещагин «Гималаи вечером», 1875
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Реализм, пейзаж
«Гималаи вечером» — удивительный пейзаж, на котором изображены поражающие своим масштабом Гималайские горы. Они настолько высоки и величественны, что уходят своей вершиной в самое небо и как будто соединяются с ним. На первом плане художник изобразил различные травы и растения, немного поодаль мы видим холм с огромным деревом и другой растительностью. Холм и объекты на нём изображены в виде силуэтов на фоне сравнительно светлых гор.
Тем не менее, мы способны догадаться о том, что на нём присутствует. Далее мы видим горы из множества оттенков синего: сначала мы наблюдаем тёмные, мрачноватые тона, даже близкие к тёмно-серому, затем они становятся светлее и, наконец, вершины гор изображены совсем белоснежными с некоторыми оттенками жёлтого цвета. Очевидно, жёлтый — это результат влияния солнечного света на горные вершины, находящиеся под самым небом, недостижимым и далёким. Градация синего определена достаточно чётко, без плавных переходов. Небо схоже по цветовой гамме с горами у их вершин и не лишено тёплых оттенков.
Картина не изобилует предметами, но достаточно гармонична: на ней есть первый план и задний план, есть перспектива, а, главное, в ней есть небывалая высота в прямом смысле слова. Мы видим, какие маленькие и незначительные травы и холмик с кустарниками по сравнению с Гималайскими горами, а насколько они гигантские и непостижимые в реальности — можем только догадываться. Картина сверху и снизу обрамлена светлыми красками. Обратим внимание на то, что травы впереди имеют нежные молочно-зелёные оттенки, небо и вершины гор — пастельные голубые оттенки. В середине же преобладают глубокие, тёмные краски. Это придаёт пейзажу некоторую визуальную глубину, делает его «многоуровневым», объёмным, охватывающим огромные пространства.