Антуан Ватто «Вывеска лавки Жерсена», 1720
Дворец Шарлоттенбург, Берлин
Рококо
Символу французского рококо, мастеру идеализированных сюжетов со свойственным им изяществом, галантностью, театральностью и светскостью, человеку, так честно воспевающему радость бытия, Антуану Ватто была отведена недолгая жизнь – всего 36 лет. Прощальной его работой стала «Вывеска лавки Жерсена».
За год до создания последней работы Ватто жил и работал в Лондоне, где он пользовался большим признанием и популярностью. Однако ласковая публика не сумела сберечь хрупкий организм живописца от коварного сурового климата Туманного Альбиона, и совсем скоро его не станет. А пока Ватто возвращается в Париж, где останавливается у Жерсена, приятеля, торговавшего произведениями искусства.
Лавка Жерсена называлась громко и помпезно – «Великий монарх». Ватто предложил другу создать вывеску к его замечательной лавке. В результате получилась вывеска-картина, которой суждено было пережить и саму лавку, и Жерсена, и Ватто, навсегда войдя в мировой фонд изобразительного искусства.
Полотно изображает просторную лавку, увешенную с потолка картинами в тяжёлых рамах. При этом Ватто не преминул перекинуть смысловой мостик от названия лавки – «Великий монарх» к самому изображению. Внимательный зритель может заметить, что в левой части картины рабочие укладывают в большой ящик портрет Людовика XIV. Также этим элементом Антуан Ватто отдавал должное Великому Королю-Солнце, во времена правления которого Франция пережила величайший расцвет искусства. Ко времени написания «Лавки» правление Людовика XIV уже закончилось, и на престол взошёл его сын.
Удивительная картина как будто даёт возможность «приподнять» стену и заглянуть в «святая святых» магазина, где кипит жизнь и все занимаются своими повседневными делами, не обращая внимания на любопытных зрителей или случайных прохожих.