Питер Пауль Рубенс «Коронация Марии Медичи», 1625

Новый Эрмитаж, Санкт-Петербург

Барокко

Желая украсить восточную и западную галереи Люксембургского дворца картинами, французская королева Мария Медичи (1575-1642), мать Людовика XIII, заказала П. Рубенсу две серии работ.

Галерея в восточном крыле должна была прославлять «сражения» и «триумфы» Генриха IV — супруга Марии Медичи (заказ остался неосуществленным). Галерея западного крыла представляла «события прославленной жизни и героические деяния» самой королевы. Эта серия, состоящая из 24 картин, ныне экспонируется в Лувре.

Подготовительные работы Рубенса к «Галерее Медичи» почти исчерпываются эскизами, исполненными маслом, пять из которых находятся в Эрмитаже. Тринадцатая картина серии посвящена событию большого политического значения — коронации Марии Медичи 13 мая 1610 года, окончательно закрепившей ее права на французский престол.

Действие разворачивается в интерьере церкви Сен-Дени в Париже, где и происходила сама церемония. В соответствии с предписаниями программы цикла, Рубенс представил кульминационный момент церемонии — возложение короны на голову Марии Медичи кардиналом де Жуайезом. Кардинала в епископском облачении окружают другие прелаты — кардиналы де Гонди и де Сурдис, сопровождавшие Марию Медичи к алтарю, и четыре епископа. Около королевы с одной стороны — дофин, а с другой — ее дочь Генриетта-Мария, будущая королева Англии. Из специальной ложи, рядом с алтарем, за церемонией наблюдает король Генрих IV. Шлейф королевской мантии несут, согласно тексту рукописи фонда Балюза, «три принцессы крови». Далее разворачивается процессия придворных, которую возглавляют побочные сыновья Генриха IV — Цезарь герцог Вандомский, со скипетром, и кавалер Александр де Вандом, с жезлом правосудия (художник здесь отступил от документальной точности: жезл и скипетр во время коронации были в руках королевы). Если герцог Вандомский изображен смотрящим прямо на зрителя, то кавалер де Вандом показан, хотя и в эффектной позе и во весь рост, но со спины. Должно быть, заказчица картин предпочитала не видеть его лица каждый раз, когда она собиралась прогуляться по своей галерее. За ними следуют королева Маргарита Валуа, первая жена Генриха IV (фигура, обращенная в три четверти к зрителю), и вдовствующая герцогиня де Гиз (фигура, голова которой повернута в профиль к зрителю), а также другие представительницы высшей знати, портретные черты которых неопределимы. На фоне, в центре, видна трибуна с иностранными послами, а рядом с ней — трибуна с музыкантами; в глубине, у края композиции — зрители.

Присутствие аллегорических фигур в «Коронации» ограничено двумя персонажами — парящими в воздухе персонификациями Изобилия, с рогом изобилия, и Победы, с пальмовой ветвью в руке, которые осыпают новую королеву плодами и золотом, означающими блага Мира и Процветания. Эскиз «Коронации», принадлежащий Эрмитажу, представляет собой первый вариант композиции, стремительно нанесенный по серовато-золотистой имприматуре. Он сильно отличается и от окончательного варианта картины, и от эскиза мюнхенской Пинакотеки. Это, вероятно, связано с тем, что, работая над первым эскизом, художник еще не знал точных размеров (а соответственно, и пропорций) больших простенков в галерее Люксембургского дворца, в один из которых он предполагал поместить свое полотно.

Поделиться