Караваджо «Мадонна ди Лорето», 1604-1606

Церковь Святого Августина, Рим

Возрождение

В капелле Кавалетти церкви Святого Августина находится знаменитая картина Караваджо «Мадонна ди Лорето», или Мадонна Лоретанская, получившая со временем более известное название «Мадонна Пилигримов». Это одна из лучших картин художника, написанная им в 1604-1606 гг. Картина в качестве алтарного образа была заказана в 1603 году наследниками маркиза Эрмете Кавалетти для украшения семейной часовни, приобретённой в Сант-Агостино по его завещанию.

Деву Марию ди Лорето согласно канону изображают, стоящей с Младенцем на руках на крыше дома, поднятого в воздух ангелами. По легенде Святой дом, в котором жили Мария и Иосиф в Назарете и где произошло чудо Благовещения, в 1291 г., когда сарацины изгнали крестоносцев из Святой Земли, ангелы унесли по воздуху в безопасное место, в г. Терсато в Иллирии, на берегу Адриатического моря, а потом в Лорето, город в Италии (провинция Анкона), находившийся в то время на территории папской области. Караваджо по обыкновению нарушил все правила. Картина вызывала «смешение криков» в народе из-за неопрятного вида паломников и грязных пяток одного из них на переднем плане, а также из-за необычного вида Мадонны, показанной не в небесном сиянии, а стоящей у ветхой стены убогого жилища (так художник представил дом Святой дом Богоматери в Лорето), словно обычная женщина, появившаяся из ночной тени. Лишь едва заметные гало Матери и Сына указывают на их божественную природу. Картина противоречила требованиям Тридентского собора католической церкви. Многие увидели сходство Мадонны с высокопоставленной римской куртизанкой Маддаленой Антогниетти (называемой Леной), которая позировала художнику и для других картин. Однако и этот факт скандала не вызвал.

Поделиться