Константин Андреевич Сомов «Эхо прошедшего времени», 1903
Третьяковская галерея, Москва
Модерн
«Эхо прошедшего времени» – одна из самых значительных работ этого жанра. Здесь, как и в портрете «Дамы в голубом», художник соединяет реальное и фантастическое, прошлое и современное, романтическое и бытовое. Но на сей раз героиня более условна по манере выполнения. Она кажется тенью прошлого, посетившей старинный дом, где некогда обитала. Зато интерьер в картине жизненно убедителен.
Ярко освещенная зелень парка на втором плане усиливает полумрак комнаты. Художник повторяет здесь эффект, много раз испробованный им в натурных интерьерах. Безволие позы контрастирует с наэлектризованностью, взбудораженностью взгляда. В этой изменчивой жизни лица, кокетливого, коварного, выражение которого не поддается однозначному обозначению, – главная прелесть работы, которую хочется назвать портретом, – так характерна модель.
Вышитая на красной подушке собачка – тоже эхо прошлого. Эта простодушная и курьезная вещица вносит в картину деромантизирующее начало. Не мистический трепет, а ласковая ирония ощущается в этом воскрешении теней прошлого. Двойственность чувства – любование и ирония – определяют настроение многих ретроспекций Сомова.
«Эхо прошедшего времени» – наиболее загадочная, можно сказать, – пророческая картина, о которой особенно много писали современники, пытаясь разгадать ее смысл. На первом плане, прямо лицом к зрителю, в напряженной позе сидит очень худая молодая девушка со сжатыми в искусственной улыбке губами и неподвижным твердым взглядом; ее облик лишен мягкости и женского обаяния. Кажется, что если бы она заговорила, мы услышали бы резкий голос и повелительный тон. Пышное, явно маскарадное платье «прошедшего времени» и уютная вышивка на накидке кресла не смягчают этого впечатления. Перед нами, несомненно, новый тип – девушка XX века. Художник уловил эти черты: твердость, энергичность, напористость.