Клод Лоррен «Полдень (Отдых на пути в Египет)», 1661
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Классицизм
Неслучайно художник избрал святой библейский сюжет для своего возвышенно-прекрасного пейзажа. Да и где ещё верующий католик мог разместить для отдыха Святое семейство – Деву Марию, младенца Иисуса, обручника Иосифа и сопутствующего им Ангела? Идеалистическая картина повествования с мирно пасущимся стадом, величественными деревьями, изящными мостами и завораживающими дальними планами всего лишь дополняет происходящее — временное пристанище самого Бога, маленького Иисуса.
Он играет на коленях у своей матери Марии, перед ним коленопреклоненный Ангел, чуть далее — умилённый старец Иосиф. Мальчик – пастушок, смутившись, поспешно удаляется — кто знает, может быть для того, чтобы рассказать людям о своей чудесной встрече?
Невероятно лёгкий и тёплый, нежно-золотистый свет пронизывает всё пространство картины, объединяет передний, средний и задний планы. Лоррен изобразил свой «Полдень» необычайно свежим, как майское утро, почти «райским» и умиротворённым.