Василий Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Реализм
Живописное полотно Третьяковской галереи, неизменно привлекающее внимание посетителей, – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Эта грандиозная работа написана в 1875 г. российским жанристом В. М. Максимовым.
Художник был выходцем из деревни. Повзрослев и оставив деревенскую жизнь, он вновь сюда возвращается, чтобы насладиться самобытной атмосферой, узнать больше о простом, на первый взгляд, народе и писать о нем картины.
Работа о свадьбе была реализована благодаря детским воспоминаниям художника. Ему запомнился случай на женитьбе родного брата. Брачующиеся стояли, а все остальные не могли ими налюбоваться. В избу во время пированья вошел незнакомец в сопровождении своего пса, не снимая шапки, он остановился у порога. Сидящие всполошились и зашептали: колдун пришел.
После незваному гостю вежливо подали чашу с питьем, отдали монету, и он отправился восвояси. На картине изображен тот же сюжет, но несколько видоизмененный и очень подробный. С колдуном нет рядом собаки, он так же в головном уборе, при этом присыпанном снегом и с налипшими снежными комьями на сапогах и тулупе.
Пожилая женщина подошла к нему с хлебом. Проявленным гостеприимством мудрая женщина желает задобрить колдуна, дабы не накликать горя и услышать добрые напутствия. Остальные родственники и приглашенные встревожены, напуганы, дети – полны любопытства. Молодожены в углу избы все так же стоят под иконами.
Скрытый источник света ярким сиянием освещает их. Свет также падает на лица и одежды других персонажей, на суровые черты вошедшего старика. Часть фигур находятся в полутьме и отбрасывают тени. Это создает общее впечатление таинственности, мистичности.
Максимов уделил много внимания передаче зрителю быта крестьян. Окна закрыты колоритными занавесками, люди одеты в духе народных традиций. В лицах крестьян, их образах – суеверность, открытость, доверчивость и широта души.