Константин Андреевич Сомов «Арлекин и дама», 1912
Третьяковская галерея, Москва
Модерн
В этой графической картине повторяется привычная для произведений Сомова сцена – дама и кавалер в парке. Но здесь их сменяют маскарадные двойники, персонажи комедии del arte Арлекин и Коломбина. Они манерно предстоят или театрально обнимают друг друга и вдруг становится ясно, что это всего лишь картонные куклы, раскрашенные манекены. Вспышки фейерверка освещают фантастическим светом застывшие фигуры, выхватывая их из тьмы. Видение обретает мгновенное существование, загорается чудесными яркими красками. Но вспыхнут карнавальные страсти и исчезнут вместе с гаснущими искрами огненных шутих. Поэт-символист М.Кузмин нашел точную словесную формулу для выражения мира картин Сомова: «Беспокойство, ирония, кукольная театральность мира, комедия эротизма, пестрота карнавальных уродцев… вдруг мрачные провалы в смерть… мертвенность и жуткость любезных улыбок – вот пафос целого ряда произведений Сомова. О, как не весел этот галантный Сомов! Какое ужасное зеркало он подносит к смеющемуся празднику!»