Поль Гоген «Таитянские женщины на побережье», 1891
Музей Орсе, Париж
Постимпрессионизм
На картине изображены две таитянские девушки, сидящие на берегу океана. Девушка справа, одетая в миссионерское платье, сидит спиной к океану и безразлично играет пальмовым листом. Другая, в традиционном цветном саронге, показана вполоборота к зрителю, с закрытыми глазами, то ли дремлющей, то ли погружённой в свои мысли. Персонажи кажутся размещёнными с нарочитой небрежностью. Океанские волны условно переданы белыми неровными линиями. Тёплые цвета и строгое разделение элементов рисунка невольно напоминают стиль японской гравюры, разительно отличающийся от изобразительных концепций западной живописи XIX века. По мнению некоторых искусствоведов, этой картиной Гоген окончательно признал невозможность передать таитянскую атмосферу и образы жителей Таити средствами западной изобразительной традиции.
Название картины вводит зрителя в заблуждение, так как моделью для обеих девушек послужила любовница художника Тахемана (Техура), являющаяся, к тому же, не таитянкой, а уроженкой Тонга или Раротонга. В похожем цветном саронге она изображена на другой известной картине Гогена «Ia Orana Maria».
Картина была куплена капитаном Арно, поселенцем из Папеэте, который завещал её своей дочери, хранившей картину до 1920 года, после чего она перешла в коллекцию виконта Ги де Шале, передавшего холст в дар французскому государству в 1923 году. В разное время картина выставлялась в Лувре, в музее в Люксембургском саду, в национальной галерее Жё-де-Пом, а с 1986 года и по сей день находится в музее Орсе.