Ханс фон Аахен «Бахус, Церера и Купидон», 1610
Музей истории искусства, Вена
Маньеризм
На картине живописца обнаженное женское тело однозначно представлено в качестве предмета чувственного желания. Картина обладает сильной эротической энергетикой, художник сумел добиться того, что кокетливый взгляд богини плодородия Цереры недвусмысленно обращен к зрителю. В Риме культ Бахус (Вакха) был заимствован от южно-италийских греков, вместе с культом Деметры и Персефоны (Цереры). В 496 году до нашей эры был построен общий храм для всех трех божеств и установлен ежегодный праздник в марте месяце — Либералия. Только много позже введено греческое мистическое служение Бахусу, которое здесь приняло вскоре характер крайней распущенности и безнравственности. Произведения искусства более ранние представляют Бахуса в виде мужчины уже в зрелом возрасте, величественной осанки, с длинными волосами и бородой, в длинной одежде, с повязкой на голове и чашей или кистью винограда в руке. Более позднее искусство изображало Бахуса юношей, мягкого, нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой и в охотничьих котурнах. На голове у него повязка и венок, в руке тирс. Церера, в римской мифологии богиня плодородия; принадлежит к числу древнейших богов Рима. Ее главная функция — охрана посева во все моменты его развития; поэтому древнейший культ ее теснейшим образом связан с культом еще более древней богини Tellus (Земля).